Доклад на областную научно-практическую Интернет-конференцию
Интернет-конференция. 2010 г.
Институт развития
образования
Омской области
(БОУ ДПО «ИРООО»)
«Организация безопасного пространства образовательного учреждения: состояние, проблемы, перспективы».
Тема: Использование психолого-педагогических технологий здоровьесбережения в образовательном пространстве ДО «Клуб Кинолог»
Жеребцова Елена Юрьевна
педагог дополнительного образования Муниципального
образовательного учреждения дополнительного образования детей «Городской Дворец (детского) юношеского творчества» г. Омск
Человек, как биологический вид, тесно связан с биологическим окружением, разрыв этих связей и нарушение контакта с живой природой обязательно повлияет на его здоровье нравственное, физическое и психологическое. К сожалению, современная «цивилизованная» жизнь диктует свои условия и порой, эти условия приводят к сложностям в социальной адаптации подростков. Общество оказывает подростку поддержку - родители, близкие, друзья, педагоги, но даже они не всегда в силу сложившихся обстоятельств, могут помочь ему в психо-эмоциональном плане. И в этих обстоятельствах очень часто четвероногий питомец «оказавшийся» рядом, может стать для подростка надежной защитой не столько физически, сколько духовно. Животные, с их инстинктивной привязанностью помогают подростку почувствовать себя любимым и защищенным при любых обстоятельствах, придают ощущение собственной нужности, помогают расслабиться, побуждают заниматься физическими упражнениями, они преданы человеку и любят его со всеми достоинствами и недостатками.
Четвероногие питомцы выполняя на Земле свою собственную миссию одновременно помогают человеку стать гармоничней, проявлять способности, таланты, находить ответы на многие вопросы в самом себе. Собака, являясь частью природного окружения человека - прекрасный посредник между человеком и обществом, с ее помощью можно не только помочь ребенку «открыть» себя, но и скорректировать процесс его воспитания. Живое общение с собакой способствует развитию моторики, сенсорики, эмоциональности, мотивации к творчеству; снимает мышечную напряженность, психологические зажимы; снижает тревожность, повышает самооценку, удовлетворяет многие потребности мотивационной сферы ребенка, поэтому, развитие гармоничного диалога с природой именно в подростковом возрасте, имеет очень важное значение.
Накопленный опыт и полученные результаты за 25 лет работы с подростками по направлению " Кинология ", позволили выстроить систему отношений, в основу которой была положена идея: развитие в подростке личностного потенциала, сохранение его физического и психического здоровья в диалоге с живой природой. Такой диалог, помогает ему жить в мире с самим собой и окружающими, не нарушая Законов природы и человеческого общества.
Образовательное пространство ДО «Клуб Кинолог», имеет территориальную обозначенность МОУ ДОД ГДД(Ю)Т и другие качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворить потребности развития, социализации и адаптации, осуществление культурно-досуговых и спортивных мероприятий для детей, при обязательном соблюдении требований их безопасности. В качестве организационной структуры, обеспечивающей решение этих задач, выступает воспитательная система клуба, построенная на гуманистических принципах, на основе которых осуществляется образовательная, индивидуальная творческая с элементами социальной практики, коллективная творческая, организационно-массовая и оздоровительно-спортивная деятельность.
Участвуя в каждом из перечисленных видов деятельности, в диалоге с природой (собакой), подросток имеет возможность приобретать достаточное количество полезных личностных свойств, в зависимости от его собственных способностей и склонностей, сохранять и укреплять физическое, психическое, социальное и духовное здоровье.
Основные направления формирования безопасного образовательного пространства
ДО «Клуб Кинолог»
Обучение по образовательной программе "Подготовка кинологов" |
||
Помощь детям в социализации и адаптации (участие в различных видах деятельности) |
Формирование безопасного образовательного пространства |
Создание безопасных условий по осуществлению образовательного и воспитательного процесса |
Воспитательная система
|
Процесс формирования безопасного образовательного пространства ДО «Клуб Кинолог» осуществляется на основе здоровьесберегающих педагогических технологий, представляющих собой систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. (Петров В.О.)
1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
Оптимальность условий зависит в первую очередь от правильной организации занятий и уровня мотивации ребенка (желание изучать кинологию, дрессировать собаку), это помогает поддерживать функциональное состояние воспитанников на хорошем психо-эмоциональном уровне и не вызывает у них чувства утомления в процессе занятия. Обучение осуществляется на теоретических и практических занятиях, учитывающих не только продолжительность и частоту чередования видов деятельности, но и их разнообразие. Практические занятия с животными проводятся на улице, на свежем воздухе, при хорошей двигательной активности, что дает и ребятам и их питомцам хороший заряд бодрости, снижает стресс, как правило, улучшает настроение и оказывает здоровьеукрепляющий эффект. Что же касается санитарии и гигиены, общаясь с животными, дети берут на себя обязательства выполнять необходимые санитарно-гигиенические правила (мыть руки, ухаживать за своей одеждой, снаряжением для собаки, следить за ее здоровьем, проводить необходимые профилактические мероприятия).
2. Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
3. Технологии снятия эмоционального напряжения, создания благоприятного психологического климата и профилактики дезадаптивного поведения подростков при помощи канистерапии.
Собака, надежный друг и помощник человека, дает ему возможность раскрыть свой уникальный потенциал и личностные качества в процессе общения и взаимодействия с ней, узнать свои сильные и слабые стороны характера, нивелировать негативные проявления в психо - эмоциональном плане, повысить желание к самостоятельному действию ребенка и поддерживать позитивный настрой. Функции канистерапии разнообразны и в целом, оказывают на здоровье человека благоприятный эффект. Психофизиологическая функция заключается в том, что взаимодействие с животными способно избавлять человека от стресса, улучшать работу нервной системы и психики в целом. Психотерапевтическая функция – общение с животными во многом способствует гармонизации межличностных отношений, контакты с животными служат дополнительным каналом взаимодействия ребенка с окружением. Функция удовлетворения потребности в компетентности. Одной из самых главных потребностей человека можно назвать потребность в компетентности, которая выражается формулой "я могу". Осуществление ухода за животными, их воспитание и дрессировка дают возможность воспитаннику проявить свои знания, умения, навыки. Очень важной для любого человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала. Человек хочет быть значимым не только для себя, но и для других, собаки обладая развитой интуицией и эмпатией (способностью сопереживать), легко обучаются вербальным командам и легко им подчиняются. Своим поведением они дают понять человеку, насколько он значим для них в жизни.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации образовательной деятельности, но и пропаганду здорового образа жизни. В нашем детском объединении эта работа ведется в двухстороннем порядке, т.е. вся жизнедеятельность клуба исключает возможность проявления дезадаптивного поведения детей (организация досуга, социальные контакты, сотрудничество с УВД, УФСКН, таможней и т.д.), плюс, воспитанники сами занимаются пропагандой здорового образа жизни участвуя со своими питомцами в выставках, соревнованиях, показательных выступлениях, социально-значимых мероприятиях клуба, Дворца и города.
Использование данных технологий оказывает положительное влияние на развитие у детей коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, страхов, повышение стpессоустойчивости, улучшение самочувствия и настроения, развитие наблюдательности, внимания и воображения, умений и навыков разнообразной деятельности, развитие сочувствия и сопереживания, повышение самооценки, снятие депрессивного синдрома, развитие адаптационных способностей и возможностей детей и подростков для активного включения их в личную жизнедеятельность и социум, для этого в ДО «Кинолог» применяются различные методы и формы организации целостного педагогического процесса, в который активно включены и животные (развивающие игры, конкурсные задания, шоу-программы с участием детей и собак, беседы и встречи с интересными людьми, клубные дни, и т.д.)